Блоги АРТ Личность

О подготовке к экзаменам, борьбе со стрессом и выборе профессии

1) Российские старшеклассники уже в этом месяце сдают свои первые экзамены в формате ЕГЭ. У многих не получается справиться со стрессом. Что можете посоветовать выпускникам? Как вы справлялись со стрессом во время экзаменов?

Многие склонны воспринимать стресс исключительно как негативное явление, однако, именно кратковременный стресс дает возможность мобилизовать силы и находиться в ресурсном состоянии. Есть такое понятие, как стресс-серфинг, и в книгах даны рекомендации, как «проехать» на волне стресса, а не уйти «под воду» проблем. Понятно, что не всегда то, о чем пишут, легко осуществить на практике. Но как относиться к экзамену – как к пугающей неизбежности или реальной возможности –точно выбирать нам. От нашего настроя зависит очень многое: чем больше страха, тем больше блоков, мыслительный процесс течет медленнее, забываются самые очевидные вещи. Понятно, что так легко избавиться от страха не получится, но есть ряд практических советов, которые, возможно, кому-то помогут выйти из зоны стресса: во-первых, перед экзаменом нужно хорошо выспаться, бессонные ночи точно никому не идут на пользу; во-вторых, на экзамен можно захватить с собой воду, орехи, бананы и темный шоколад – это те продукты, которые утоляют голод и повышают активность мозга (или просто чуть-чуть добавляют гормонов радости); в-третьих, перед экзаменом разомните руки, потрите ладони, пальцы. Невероятно, но факт – наша моторика напрямую влияет на мыслительные процессы, недаром все хорошие ораторы перед выступлением разминают тело, так что теплые ладони и холодная голова – то, что нужно на экзамене. И, пожалуй, самое главное – не переоценивайте значение экзамена, на самом деле в нашей жизни не так много вещей, которые нельзя исправить, и экзамены к ним не относятся. Но это первая важная ступень на пути в большой мир.

2) Из-за высоких требований к самим себе выпускники боятся сделать что-то не идеально, тем самым усложняя процесс сдачи экзаменов. Как помочь подростку не преувеличивать значение ЕГЭ? Как относится к ЕГЭ спокойно и понимать, что это всего лишь один из жизненных этапов?

Любые советы на этот счет мне всегда напоминают разговор у психолога!

— Доктор, как мне успокоиться?

— Сядьте, выдохните, теперь, когда вы успокоились, давайте поговорим…

Если без шуток, самое важное для ребенка в период экзаменов – это поддержка, любому из нас в трудной стрессовой ситуации важно понимать, что мы не одиноки. И самое лучшее, что можно сделать в этом случае – просто поговорить с ребенком. Возможно, рассказать о собственном опыте сдачи экзамена (в том числе, и о негативном), напомнить, что в вузах и ссузах подобные экзамены студенты выдерживают каждый семестр, есть и собеседования – это еще то испытание для взрослых. Сложности будут всегда, их необходимо воспринимать не как личную трагедию или преграду, а как множество возможностей для роста. Необходимо донести до будущего выпускника, что на каждом нашем жизненном этапе встречаются свои трудности. Одни мы преодолеваем легко, другие – с трудом, но любой опыт – позитивный ли, негативный ли – это тот багаж, который позволяет нам двигаться дальше. Все нюансы, связанные с учебой или работой, можно скорректировать, причем в любом возрасте. Сменить учебное заведение, получить новую специальность, устроиться на любимую работу или стать фрилансером. Это выбор каждого. Возможно, я скажу крамольную вещь, но большей части работодателей не важно, какого вуза или цвета диплом выпускника, куда значимее желание учиться новому, ответственность, про-активность, коммуникабельность, навыки работы в условиях многозадачности.

3) Как вы готовились к экзаменам и что посоветуете для более эффективной подготовки?

Для меня всегда был важен в этом вопросе четкий тайм-менеджмент. Расписание дел на день или на неделю не только дисциплинирует, но и позволяет дозировать нагрузку. Конечно, все развлечения типа социальных сетей, музыки, общения лучше отложить до времени отдыха (оно в расписании точно должно быть).

Для кого-то эффективной может оказаться работа в группах, например, я так готовилась к экзаменам в университете – мы учили главы и пересказывали их друг другу, но подобный формат может быть приемлем не для всех.

Еще один важный пункт – повторение, а не зазубривание, изученного материала накануне перед экзаменом.

Важно использовать то, что нам дала природа: если у вас хорошая зрительная память, больше пишите (формат шпаргалки, которую потом не нужно брать на экзамен, — то, что нужно ) ; если вы воспринимаете информацию на слух – проговаривайте и т.п. Я делала заметки на полях, а потом восстанавливала их в памяти во время экзамена!

4) Какие советы можете дать родителям? Как поддержать ребенка и справиться со своими родительскими переживаниями?

Частично это описано в предыдущих ответах, но, пожалуй, самое важное – не контролировать ребенка, а направлять. На первый взгляд, разница несущественная, но если разобраться… Помогите грамотно распределить нагрузку, поддерживайте – теплые слова ободрения вселяют веру в себя, напоминайте об отдыхе на свежем воздухе, настройте ребенка на то, что все будет хорошо в любом случае, спросите, с какими проблемами он сталкивается в процессе подготовке, попробуйте их решить вместе.

Что касается волнения родителей, я бы посоветовала обратиться к собственным воспоминаниям – какое количество вещей/экзаменов нам казались очень важными? А сколько из них оказались по-настоящему важными? К сожалению или к счастью, таковых насчитывается немного, правда? Школа дает нам знания и «билет» в университет, но, согласитесь, в реальной жизни мы видим немало примеров успешных людей, за плечами которых нет университетской подготовки и магистратуры, и с другой стороны, большое количество людей, которые даже с дипломами самых лучших вузов не чувствуют себя счастливыми или востребованными. Я не имею в виду, что высшее образование никому не нужно, я лишь говорю о том, что у каждого из нас свой путь.

5) Многие подростки переживают, что неправильно определились со своим профессиональным направлением. В каком возрасте уже нужно задумываться над выбором профессии? Что делать, если ребенок не может понять, как себя реализовать?

Как показывает исследование HeadHunter и города детских профессий «Кидбург», проведенное среди родителей и детей разных возрастов, основной пик родительского беспокойства приходится на период взросления ребенка с 10 до 14 лет. Именно в это время у детей (а еще чаще у их родителей) начинает расти интерес к вопросам профориентации.  У взрослых появляется тревоги, связанные с нехваткой информации о том, какие профессии будут востребованы на горизонте 10-15 лет, и отсутствием у ребенка выраженных склонностей. Каждый пятый родитель признается, что не может помочь ребенку с выбором профессии, так как не обладает достаточной информацией о рынке труда настоящего и будущего. Самое интересное, что 60% родителей подростков после 14 лет видят необходимость в более раннем знакомстве детей с трудом и, возможно, с будущей профессией – до 10 лет. Классические тесты по профориентации, конечно, в младших возрастных группах будут лишними, а вот игровая форма для развития сильных сторон ребенка подойдет идеально. Например, делать «первые шаги в профессию» можно с помощью детских центров, развивающих и специализированных лагерей («Кидбург», «Кидзания», «Мастерславль» и т.п.).

Что касается профориентационных тестов, то большинство из них сегодня, к сожалению, либо уже устарели (не учитывают новые профессии или изменившиеся требования с традиционным), либо помогают выявить сильные стороны ребенка, его склонности, но не дают однозначного ответа на прямой вопрос – на кого идти учиться. Многое зависит как от используемой методики, так и от правильной интерпретации результатов тестирования. С этой точки зрения лучше использовать тесты, разработанные профессиональными центрами и лабораториями, которые специализируются на подобной деятельности. По факту прохождения тестирования соискатель получает отчет с подробной текстовой интерпретацией результатов и консультацию психолога. Факторов, влияющих на принятие решения, множество. Ключевыми из них являются склонность к той или иной сфере деятельности, личные наклонности и способности подростка, перспективность и востребованность выбранного направления на рынке труда. В мотивах будущего студента, отдающего предпочтение той или иной профессии, присутствует хотя бы один из них. Чем ответственнее подросток подходит ко всему комплексу факторов и более вдумчиво относится к определению направления, тем легче будет определиться с карьерой в дальнейшем. Сам по себе профориентационный тест служит лишь одним из инструментов в процессе самоопределения, но никак не панацеей.   Более того, развивающиеся тренды на рынке труда предвещают изменение практически всех традиционных профессий и в дальнейшем, более важным и решающим фактором при трудоустройстве будет не конкретный диплом/профессия, а индивидуальная конфигурация различных навыков и опыта, в том числе на стыке различных дисциплин: например, юриспруденции и ИТ, биологии и управления, программирования и психологии.

Еще один важный момент: говоря о профориентации, важно учитывать сферу интересов ребенка. Разумеется, спрос на специалистов из разных сфер различен, однако из наиболее ярких тенденций кадрового рынка (и не только Петербурга) является повышенное внимание к профессионалам, которые ставят во главу угла интересный функционал и возможности роста. И уже не имеет значения, будет ли это представитель профобласти «Юристы», где конкуренция достигает 9 соискателей на место, или информационных технологий (3 резюме на вакансию), куда важнее желание расти и развиваться в выбранном направлении.

Как вариант, подросток может попробовать пройти стажировку или устроиться на временную работу в компанию, которая готова трудоустраивать соискателей 14+. Работодателей, готовых к трудоустройству соискателей 14+ не так много, но ситуация начинает меняться, и бизнес понемногу разворачивается в сторону молодежи, которая выйдет на рынок буквально через 5-7 лет.

На вопросы отвечала Ирина Жильникова — руководитель пресс-службы HEADHUNTER (HH.RU) по Северо-Западному региону.