Блоги АРТ Личность

«Мы все подвержены «выгоранию», и дети – не исключение» — Ирина Жильникова об организации детского досуга

Разговор о важности дополнительного образования ребенка, школьника и подростка с руководителем пресс-службы  HeadHunter по Северо-Западу —Ириной Жильниковой.

Многие родители стремятся загрузить ребенка с самого раннего возраста — кружки, спортивные секции, репетиторы — таким образом, чтобы свободного времени было минимальное количество. Правильный ли это путь? Помогут ли эти кружки и секции ребенку во взрослой жизни?

По данным опроса, проведенного Службой исследований HeadHunter, почти половина родителей детей в возрасте от 4 до 7 лет отмечают, что ребенок посещает кружки/секции. Среди респондентов, у которых есть дети более старшего возраста (от 7 до 14 лет), доля ответивших аналогичным образом еще выше – 61%. При этом, специально не влияют на склонности/способности ребенка 45% опрошенных родителей с детьми в возрасте от 2 до 4 лет, поскольку считают, что ребенок сам замотивирован на развитие. Респонденты из Петербурга, например, чаще отмечали, что у детей ярко выражена склонность к спорту, физической активности (50%), развиты составление художественных образов, фантазия (43%), а также математика, логика, цифры (36%), а тяга к биологии и ботанике минимальна (9%).

Если уйти от сухих цифр к выводам по опросу, то в возрасте до 4 лет наиболее популярны спортивные секции, с 10 лет растет число посещающих курсы иностранных языков, математики и программирования, проектирования, театральные занятия. Родителей в вопросах развития детей больше всего пугают неизвестность, какие профессии будут востребованы через 10-15 лет, а также незнание, а еще точнее – отсутствие системы ступенчатой профориентации в нашей стране.

Как мне кажется, ребенка нужно знакомить с многообразием различных направлений – спорт, танцы, художественные классы (лепка, рисование и т.п.), актерское мастерство, иностранные языки, музыка, математика, программирование, литература, робототехника, проектирование и многое другое. Сегодня есть множество вариантов развития склонностей и способностей, главное – найти свой, подходящий под интересы конкретного ребенка. Принуждение делать что-либо из-под палки может отбить желание на долгие годы. Это не значит, что нужно поощрять «ничегонеделание», просто ребенку важно предоставить возможность быть самим собой, в конце концов, каждый из нас рожден маленьким Моцартом, весь вопрос в том – как его раскрыть. Советую начать с прочтения «Планеты людей» Экзюпери, там есть очень ценные мысли относительно многих вещей.

И еще один важный момент: те самые soft skills, о важности которых так много сегодня говорят, развивают как раз с самого раннего возраста. Сначала – с помощью игры, потом – кружков и секций, курсов и репетиторов, образовательных платформ. Ответственность, аналитический ум, коммуникабельность, позитивное мышление, умение работать в режиме многозадачности – это все оттуда.

Сколько нужно ребенку свободного времени?

Ох, этот вопрос из разряда «Что человеку нужно для счастья?». Смотря, какому ребенку. Мы все разные, если одним для восстановления нужно четыре часа, другим и восьми будет мало. То же самое можно сказать и о детях. Есть ребята, которые спокойно совмещают учебу и занятия балетом, театральную студию, изучение языков, а в выходные еще и учатся кататься верхом. Есть те, чье свободное время занято чтением книг и просмотром фильмов. Ни то, ни другое не плохо, весь вопрос в том, насколько ребенок чувствует себя при этом счастливым и знает, чего хочет в будущем! И здесь уже фокус смещается на гармоничные отношения в семье, с родителями. Доверие и баланс – вот, пожалуй, основа основ. Даже если заведены определенные правила относительно свободного времени, их можно нарушать, если ребенок нуждается в отдыхе. Мы все подвержены «выгоранию», и дети – не исключение.

С какого возраста стоит загружать ребенка дополнительными занятиями? Как это поможет ему с будущей профессией?

Начинать знакомство ребенка с профессиями как можно раньше – с трех, четырех лет. До этого, как уже разобрались, нужно раскрывать потенциал малыша с помощью развивающих игр. Очень здорово, что сегодня есть возможность посетить «Кидбург» в Петербурге или «Кидзанию» в Москве, где детям с помощью игры рассказывают о некоторых профессиях. В помощь родителям также всесторонне образовательные площадки «АртЛичность» и «Академия талантов».

Возвращаясь к итогам опроса, о котором писала чуть раньше, основной пик родительского беспокойства в процессе выбора будущей профессии ребенка приходится на возраст с 10 до 14 лет. Больше четверти респондентов, у которых есть дети в этом возрасте – период «определения», переживают, что ребенок не проявляет выраженных склонностей. А каждый пятый признается, что не обладает достаточными знаниями для помощи в выборе профессии. При этом 70% детей разных возрастов получают информацию о многообразии профессий из семьи. Предсказуемо, что чем старше ребенок, тем чаще он также получает данные из Интернета и СМИ, а также в вузах и колледжах.

Отдельное внимание хотелось бы обратить на то, что дети большую часть информации черпают из семьи, а значит необходимо, как минимум, в раннем возрасте рассказать ребенку, кем работают мама и папа, чем они занимаются. Любой поход в магазин можно превратить в увлекательную игру, найти продавцов, водителей, машинистов, банковских работников, пожарных и т.п., чтобы уже в 3-4 года у ребенка сформировалось понимание каких-то базовых профессий и окружающего мира. Дальше больше – если перепрыгнуть через кружки, секции и репетиторство, которые тоже, безусловно, важны, в 10-11 лет разбираем аналитику рынка труда, учимся ВМЕСТЕ искать новые профессии, ищем направление, комфортное для ребенка, смотрим, какие вакансии и возможности открыты. Текущие настроения на рынке труда отражает вот такой инструмент — https://stats.hh.ru/, а интересные исследования можно мониторить тут — https://spb.hh.ru/article/research?nocookies.

Что хотелось бы донести до каждого ребенка через родителей – карьерного потолка нет. Ты можешь не поступить в СПбГУ, но поступить в Гарвард, если будут соответствующий настрой и подготовка. Если бы 13 лет назад мне кто-нибудь сказал, что журналистика делится на сотни ответвлений, и можно вести Телеграм-канал с качественным контентом на медицинскую тематику или разобраться в тонкостях блокчейна и писать на хабре, я бы удивилась. И обрадовалась.

Несмотря на многообразие форм и возможностей для информирования и развития ребенка, профориентация детей не должна замыкаться исключительно на семью или на школу, важны все звенья цепи, чтобы помогать ребенку на каждом этапе развития определять склонности и способности. И вовремя их корректировать.

Чемпионы вырастают в основном из тех, кто уже с детского сада серьезно занимается спортом, но не у всех родителей хватает терпения настаивать на регулярном посещении занятий. Стоит ли выбирать за ребенка вид спорта или любое другое увлечение пока он еще не может принимать решения самостоятельно?

Наверно, я не вправе давать советы относительно развития спортивной карьеры детей, поскольку это отдельная большая карьерная траектория. Хотелось бы только предостеречь, что, не из всех спортсменов вырастают чемпионы. Как и не все юристы, которых родители заставили выбрать эту профессию, в итоге становятся профессионалами. Работы мечты не существует, в любой профессии есть свои плюсы и минусы, и круто, если ты понимаешь и любишь эти плюсы и готов закрыть глаза на минусы. То же самое и со спортом: если ребенок получает удовольствие от тренировок, но иногда расстраивается из-за неудач или мелочей, лучшее, что можно сделать – поддержать и помочь преодолеть страхи и неуверенность. Чемпионство – это здорово, но нужно ощущать радость от самого пути к цели, в противном случае ее достижение ни к чему не приведет.

Как понять, какое именно увлечение подходит ребенку?

Только методом проб. По большому счету, есть три больших и расплывчатых направления, известные всем, — техническое, гуманитарное и естественно-научное. В принципе, по ребенку в возрасте трех лет уже можно понять, к какому направлению он ближе. До этого возраста нужно скорее посещать общие развивающие кружки, направленные на всестороннее развитие ребенка, а потом действовать по ситуации. Хочет ребенок попробовать заниматься хоккеем? Если возможности позволяют, пожалуйста! Не понравилось? Пошли дальше. Видим, что есть слух и тяга к музыке? Музыкальные кружки ждут! С другой стороны, многое можно привить в детском возрасте. Например, не бояться публичных выступлений, решать аналитические задачи. Некоторым детям нужна помощь, чтобы сделать первый шаг, и помощь родителей, несомненно, важна. Но вначале было слово – сначала рассказываем ребенку о возможностях, а потом уже аккуратно направляем.