Исследование - АРТ Личность

ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ ОЖИДАНИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

Исследование hh.ru и «АРТ Личность» Санкт-Петербург и Москва, 2021

О HeadHunter
HeadHunter (hh.ru) (NASDAQ: HHR; MOEX: HHRU) — крупнейшая платформа онлайн-рекрутинга в России, клиентами которой являются свыше 350 тыс. компаний. Цель HeadHunter – помогать компаниям находить сотрудников, а людям – работу, и делать так, чтобы процесс поиска сотрудников и работы был быстрым и доставлял обеим сторонам только положительные впечатления. Обширная база компании содержит свыше 50 млн резюме, а среднее дневное количество вакансий в конце 2020 г. составило 691 тысяч. По данным SimilarWeb, hh.ru занимает третье место в мире по популярности среди порталов по поиску работы и сотрудников. Акции компании входят в расчёт индексов NASDAQ Composite (IXIC) и NASDAQ Industrial (IXID).
О компании «АРТ Личность»
12 лет на рынке профоориентации подростков Москвы и Санкт-Петербурга: детский программный лагерь профессий, центр развития, трудоустройство подростков в летний период в Петербурге, ежегодный профориентационный съезд, социальные программы по самоопределению для детей с ограниченными возможностями здоровья и попавшими в трудную жизненную ситуацию. Специальная программа встреч с известными людьми «АРТЛИЧАЯ ПРОФЕССИЯ» с участием Ч. Хаматовой, Е. Исинбаевой, С. Юрским, И. Прохоровой. Совместные проекты с российскими и зарубежными компаниями, такими как BMW Group, Miele, Gamberro Rosso, «Газпром Нефть», ПАО «Газпром», «Газпром Межрегионгаз»», Банк Россия, Октябрьская железная дорога (РЖД), SPLAT, Группа ЛСР, Икапласт, Айтеко, Буше и др. В 2020 году «АРТ Личность» разработала и провела тренинг-игру «Soft skills» для участников полуфинала и финала всероссийского конкурса «Большая перемена». В программах компании «АРТ Личность» приняли участие более 12 000 школьников.
Нина Осовицкая
Нина Осовицкая
Директор Бренд-центра hh.ru

Хотя первая волна пандемии серьезно сказалась на положении молодежи на рынке труда и снижении их найма работодателями, все же эффект от распространения удаленного, а также временного форматов работы и дальнейшего перехода компаний на гибридную модель можно считать очень положительным фактором в пользу раннего трудоустройства и роста привлекательности работодателей. После адаптации к удаленке компании уже без особых затруднений могут предлагать подросткам гибкие и комфортные условия работы, чему свидетельствует рост вакансий в профобласти «Начало карьеры, студенты» - в среднем на 26% ежемесячно, начиная с июля 2020 года, по сравнению с предыдущим годом и на 56% в первые месяцы 2021 года. Жители России в целом позитивно относятся к работе с 16 лет - 89% начавших строить карьеру до совершеннолетия, отзываются о своем опыте положительно, показало другое наше исследование. Среди главных плюсов назвали развитие ответственности, самостоятельности и умения находить общий язык с людьми. Получается, что работа в юном возрасте дает важный опыт и является своего рода школой жизни. И ради этого во многом стоит пожертвовать материальными амбициями, хотя их присутствие на второй по важности для подростков позиции вызывает тревогу. Компаниям следует более открыто заявлять о своих кейсах по работе с молодежью и рассказывать о преимуществах и важности первой работы для будущей успешной карьеры.

Айдар Фаррахов
Айдар Фаррахов
Руководитель компании «АРТ Личность»

По результатам тестов, психологи нашего центра отметили, что вопреки расхожему мнению о незначимости материального фактора для поколения Z, этот параметр все же важен. Подросткам 14-17 лет также необходимы в работе возможность общения со сверстниками и комфортные условия труда. Эти моменты особенно ярко были подсвечены в тестах ребят в период пандемии. При этом такой фактор, как материальная выгода в 2020 году потерял свои лидерские позиции, переместившись на 3-е место по важности для подростков. Также мы видим, что только у каждого четвёртого представителя молодого поколения проявляется желание брать личную ответственность на себя.

Евгения Жальская
Евгения Жальская
Кандитат экономических наук Руководитель отдела аналитики Solopharm

В 2016 году я предложила друзьям и коллегам из АРТ Личности собирать информацию по итогам профтестирования в Москве и Санкт-Петербурге. За 5 лет получилось лонгитюдное исследование ценностей современных подростков. В 2018 году к исследованию подключился HeadHunter, который добавил ещё один объект- это работодатели. В итоге получилось картина, которая показывает не только то, чего хотят подростки, что для них важно и ожидания работодателей.

Описание исследования
Служба исследований hh.ru и компания «АРТ Личность» представляют результаты комплексного исследования навыков, ценностей и предпочтений при выборе работы у современных подростков. Во второй половине 2020 года1 на hh.ru был проведен опрос среди 404 соискателей в возрасте от 14 до 17 лет и 56 представителей компаний- работодателей. Для исследования были также проанализированы результаты профориентационного тестирования, проведенного психологами центра «АРТ Личность» среди 800 подростков из Москвы и Санкт-Петербурга в период с 2016 по 2021 годов.
Описание исследования
Компания «АРТ Личность» благодарит за помощь в исследовании:
  • Евгению Жальскую (кандидат экономических наук)
  • Наталью Сорокину
  • Ольгу Сус
  • Светлану Левандовскую
  • Лию Ракишеву
  • Светлану Кашемирову
  • Анну Лебедеву
  • Юлию Волчкову
  • Светлану Струнину
  • Екатерину Скляренко (hh.ru)
  • Алину Зиновьеву (дизайнер)
Введение
  • В исследовании приняло примерно одинаковое количество девушек и юношей из Москвы и Санкт-Петребурга prezentacija-issledovanie-29-1
  • 85% респондентов из Санкт-Петербурга, что обусловлено фактором присутствия головного офиса «АРТ Личности» и основных площадок в этом городе. prezentacija-issledovanie-30-1
  • 8 класс – 21-22% респондентов
    9 класс – 29% респондентов
    10 класс – 21-22% респондентов
    11 класс – 10% респондентов
    prezentacija-issledovanie-31-1
prezentacija-issledovanie-32-1-500x122-1
Важные критерии при выборе работы

Подростковый возраст – период, когда человек начинает глубже погружаться в процесс самопознания, приходят осознанные мысли по поводу выбора будущей профессии и места работы. Говоря о том, что важно подросткам при выборе работы, топ-3, по их собственному мнению, составляют: комфортные условия труда – 73%, материальная выгода – 57%, самостоятельность, творчество в работе – 38%. Причем последний критерий наиболее важен для половины респондентов на hh.ru из Санкт-Петербурга относительно респондентов из других регионов. Наименьшее значение ребята придали такому пункту как исполнительность или отсутствие личной ответственности.

По результатам профориентационного тестирования, психологи выявили те же критерии, но в другом порядке: на первом месте – материальная выгода (58%), на втором – комфортные условия труда и возможность общения (49%), и на третьем месте – самостоятельность (34%).

prezentacija-issledovanie-33-1
Важные критерии* при выборе работы подростком
prezentacija-issledovanie-34-1
Мягкие навыки: взгляд подростков и психологов

Подростковый возраст – период, когда человек начинает глубже погружаться в процесс самопознания, приходят осознанные мысли по поводу выбора будущей профессии и места работы. Говоря о том, что важно подросткам при выборе работы, топ-3, по их собственному мнению, составляют: комфортные условия труда – 73%, материальная выгода – 57%, самостоятельность, творчество в работе – 38%. Причем последний критерий наиболее важен для половины респондентов на hh.ru из Санкт-Петербурга относительно респондентов из других регионов. Наименьшее значение ребята придали такому пункту как исполнительность или отсутствие личной ответственности.

По результатам профориентационного тестирования, психологи выявили те же критерии, но в другом порядке: на первом месте – материальная выгода (58%), на втором – комфортные условия труда и возможность общения (49%), и на третьем месте – самостоятельность (34%).

vector (1)
Большинство респондентов от 14 до 17 лет считают себя доброжелательными, исполнительными и самостоятельными.
Оценка навыков
среди всех респондентов 14-17 лет*
prezentacija-issledovanie-35-1
*по итогам профтестирования в АРТ Личности
среди всех респондентов 14-17 лет*
prezentacija-issledovanie-36-1
*на основании опроса на сайте hh.ru
В каком направлении вы бы хотели работать?
среди всех респондентов*
prezentacija-issledovanie-37-1
*на основании опроса на сайте hh.ru
prezentacija-issledovanie-38-1
*на основании опроса на сайте hh.ru
Мнение работодателей: востребованные навыки

Самыми важными навыками для подростков, по мнению опрошенных hh.ru работодателей, стали «Внимательность», «Исполнительность», «Доброжелательность», «Самостоятельность», «Логическое мышление». По 5-балльной шкале их оценили на 4,89 балла, 4,78 балла, 4,42 балла, 4,31 балла и 4,22 балла из пяти соответственно.

Согласно опросу hh.ru, соискатели-подростки оценивают себя по этим параметрам на достаточно высоком уровне, тогда как результаты профтестирования показывают, что эти навыки у ребят требуют дополнительного развития.

vector (1)
group-151
Был ли в вашей компании опыт найма на временную и/или постоянную работу, стажировку, практику соискателей в возрасте 14-17 лет?
среди всех респондентов-работодателей
prezentacija-issledovanie-39-1
Почему вы не нанимали соискателей в возрасте 14-17 лет?
среди всех респондентов-работодателей, которые не практиковали найм подростков 14-17 лет
prezentacija-issledovanie-40-1
Мнение работодателей: востребованные навыки

Почти каждый пятый опрошенный hh.ru подросток в возрасте от 14 до 17 лет хотел бы работать в сфере искусства, развлечения и масс-медиа, каждый шестой предпочел бы сферу ИТ и телекоммуникаций, каждый десятый – маркетинг, рекламу и PR. Причем по последнему направлению хочет работать каждый пятый 14-летний подросток, но чем старше возраст респондента, тем ниже заинтересованность в данной профессиональной сфере.
Бо́льшая часть опрошенных работодателей (55%) заявили, что в их компаниях практикуют подбор соискателей 14-17 лет, причем с 2017 года доля таких организаций выросла более чем в два раза. Каждый десятый опрошенный готов начать принимать на работу подростков. Среди тех, кто не практикуют трудоустройство несовершеннолетних, заявили об отсутствии подходящих вакансий. Также 42% считают, что в таком возрасте в первую очередь нужно учиться. Каждого третьего останавливает сложность оформления и юридические риски.

В основном работодатели могут предложить несовершеннолетним соискателям только сезонную или проектную занятость, стажировку, лишь 8% готовы взять подростка на работу на постоянной основе. Топ должностей для несовершеннолетних соискателей возглавляют: «Помощник», «Административный персонал», «Курьер», «Промоутер», «Расклейщик объявлений», «Оператор на телефон», «Специалист по обработке информации». Такие должности подходят для совмещения с учебой и не предполагают высокой степени ответственности. 14% респондентов отметили, что готовы взять подростка на должность разработчика, каждый десятый – SMM-менеджера. На hh.ru по всей России в настоящий момент открыто более 1 300 вакансий с отметкой «Доступна для соискателей от 14 лет», большинство из них как раз размещены в сфере продаж, административного персонала и маркетинга.

На работу какого формата вы нанимаете/могли бы нанимать соискателей в возрасте 14-17 лет?
среди всех респондентов-работодателей
prezentacija-issledovanie-41-1
На какую должность вы нанимали/могли бы нанять соискателя в возрасте 14-17 лет?
" среди всех респондентов-работодателей
prezentacija-issledovanie-42-1
Укажите род деятельности, на который вы нанимали/ могли бы нанять соискателей в возрасте 14-17 лет?
" среди всех респондентов-работодателей
prezentacija-issledovanie-43-1
Оцените по пятибальной шкале на сколько вам важны следующие навыки у соискателей в возрасте 14-17 лет, где «1» - совсем не важно, «5» - очень важно.
среди всех респондентов-работодателей
prezentacija-issledovanie-44-1
Оценка навыка «Исполнительность»
в % от общего числа подростков, участвовавших в исследовании
prezentacija-issledovanie-dlja-saita-45-1
Оценка навыка «Логическое мышление»
в % от общего числа подростков, участвовавших в исследовании
prezentacija-issledovanie-dlja-saita-46-1
Оценка навыка «Самокритичность»
в % от общего числа подростков, участвовавших в исследовании
prezentacija-issledovanie-dlja-saita-47-1
Оценка навыка «Эрудиция»
в % от общего числа подростков, участвовавших в исследовании
prezentacija-issledovanie-dlja-saita-47-1
Оценка навыка «Интуиция»
в % от общего числа подростков, участвовавших в исследовании
prezentacija-issledovanie-dlja-saita-47-1
Оценка важности навыков для компаний и результаты самостоятельной оценки и профориентации подростков
prezentacija-issledovanie-dlja-saita-50-1
Зачем компании брать подростка на работу?

Среди плюсов трудоустройства несовершеннолетних респонденты-работодатели отметили возможность «вырастить» квалифицированного специалиста (64%), 56% сами родители и считают, что это хорошая возможность привить подростку культуру труда. Половина опрошенных также считает, что соискатели 14-17 лет легко обучаемы, и, нанимая подростков, работодатель проявляет социальную ответственность бизнеса. Значимость последних двух параметров за последние несколько значительно выросла, тогда как уверенность в том, что подростки смогут разгрузить ценные кадры в компании и что они более активны заметно снизилась.

Среди минусов трудоустройства подростков, по мнению представителей бизнеса, необходимость постоянного контроля, сложности при оформлении и юридические риски, а также низкий уровень ответственности.

group-153 group-152 group-154
Какие вы видите плюсы трудоустройства соискателей в возрасте 14-17 лет для компаний?
среди всех респондентов-работодателей
prezentacija-issledovanie-dlja-saita-51-1
Какие вы видите минусы трудоустройства соискателей в возрасте 14-17 лет для компаний?
среди всех респондентов-работодателей
prezentacija-issledovanie-dlja-saita-52-1-1