Как родитель может помочь с выбором профессии? - АРТ Личность
Как родитель может помочь с выбором профессии?

Как родитель может помочь с выбором профессии?

«АРТ Личность» продолжает искать ответы на важные для выпускников и их родителей вопросы. В этой статье Ирина Жильникова — руководитель пресс-службы «HEADHUNTER» (HH.RU) по Северо-Западному региону — рассказывает, как помочь ребенку сделать профессиональный выбор.

1) Многие подростки переживают, что неправильно определились со своим профессиональным направлением. В каком возрасте уже нужно задумываться над выбором профессии? Что делать, если ребенок не может понять, как себя реализовать?

Во-первых, я бы сказала, что «переопределиться» не поздно никогда. Нам часто со школьной скамьи внушают обратное, но жизнь и вера в себя расставляют все по своим местам. Главное — понять, в какой профессии действительно хочется развиваться, и трезво оценивать востребованность у работодателей, перспективы для роста и т.п. Понятно, что чем раньше произойдет «профессиональное озарение», тем лучше, но и ограничений нет. Есть немало успешных примеров, когда специалисты кардинально меняли профессию, например, в 40 лет, и чувствовали себя реализовавшимися, потому что вместо работы с 9.00 до 18.00 получали долгожданные интересные задачи и возможность расширять границы. Но здесь очень важны готовность учиться и переобучаться, начинать с нуля, тратить много времени и сил на новое направление, подключать и позитивное, и критическое мышление.

Про выбор профессии скажу одно – чем раньше вы поймете, в какой сфере одновременно пересекаются три важные составляющие – ваши склонности и способности, ваши профессиональные желания/образование и востребованность на рынке труда – тем проще будет найти своё дело. Примерно два года назад мы провели всероссийский опрос среди родителей и поинтересовались, что вызывает у них наибольшую обеспокоенность в настоящем. С большим отрывом лидировал ответ – недостаток информации о профессиях и компетенциях, которые будут востребованы через 10-15 лет. И для родителей, и для детей такая информация могла бы быть ориентиром для решения как развивать сильные стороны ребёнка (в том числе при выборе учебных направлений). В топ главных причин для беспокойства, по мнению опрошенных, также вошли отсутствие у ребенка выраженных склонностей, а у родителей – достаточных знаний для помощи в выборе профессии.  Пик интереса к вопросам профориентации у большинства респондентов-родителей приходится на период взросления ребенка с 10 до 14 лет. К счастью, сейчас информация о востребованных профессиях, и положении дел на рынке труда есть в открытом доступе, все, что необходимо – искать и фильтровать каналы, прислушиваться к мнению экспертов. В т.ч. полезные статьи есть на hh.ru в соответствующем разделе «Проекты».

В целом, знакомить детей с профессиями нужно начинать в раннем возрасте – еще до 10 лет. В младших возрастных группах, безусловно, в игровой форме. Например, основы логики, математики можно развивать с ранних лет как раз-таки с помощью игры, например, в шахматы.  Edutainment-формат в работе с детьми сегодня используют музеи, детские центры, развивающие и специализированные лагеря ( детский лагерь профессий «АРТ Личность», «Академия талантов», «Кидбург», «Сириус», «Артек» и т.д.).

Профориентация детей не должна замыкаться исключительно на семью или только на школу, важно создавать многоступенчатую систему, которая будет помогать ребенку на каждом этапе развития определять склонности и способности.  Но это в идеале. А пока каждый десятый петербуржец считает, что в городе нет развитой многоступенчатой системы профориентации.

2) Как ребенку получить информацию о своей будущей профессии?

Во-первых, прислушиваемся к своим интересам, развиваем склонности и способности. Иногда можно идти и от противного, например, я точно знала, что не хочу связываться с математикой, физикой или химией, зато русский язык, литература и обществознание – то, что нужно!

Во-вторых, читаем полезные исследования по рынку труда, кого ищут работодатели, что будет через 10 лет и т.п., вот полезная ссылка для тех, кто хочет все знать — https://spb.hh.ru/article/research. Если говорить о будущем, есть прогноз от Сколково — http://atlas100.ru/. Правда, стоит помнить, что никто не знает, каким будет будущее на самом деле! В начале XX века Французская Академия предупреждала об экологической катастрофе, к которой неизбежно должно привести скопление конского навоза, связанное с развитием гужевого транспорта в Париже. Устрашали и жителей Лондона: «Количество лошадей увеличивается с такой скоростью, что вскоре жители столицы будут ходить по колено в конском навозе». А потом построили первый автомобиль, и всё.

В-третьих, ищите возможности пройти стажировку или практику в реальных компаниях, чтобы понять специфику работы разных специалистов. Вакансии есть, их просто нужно найти – пишите, звоните, проявляйте инициативу, и все получится!

3) Как родитель может помочь с выбором профессии? Полезны ли дни открытых дверей в университетах? Стоит ли ездить в вузы вместе с ребенком? Или лучше давать ему больше самостоятельности?

Родитель должен направлять и подсказывать, но ни в коем случае не настаивать и не навязывать свою волю. Стоит рассказать ребенку о профориентации, возможно, поискать вместе с ним профориентационные тесты (больше внимания уделите выбору провайдера – только проверенные эксперты, только опыт), дать полезную информацию, которая сможет помочь в выборе профессии. В книжных магазинах большое количество литературы, связанной с профессиями – книги пишут доктора, маркетологи, архитекторы, копирайтеры и другие представители различных сфер, знакомя широкую аудиторию с особенностями своей работы. Еще один лайфхак – ходите на экскурсии на предприятия, благо, что многие компании сегодня в этом смысле открыты. На посещения можно записаться заранее, например, такая практика есть у питерского завода Heineken. Кто интересуется производством, обратите внимание на проект «Закулисье редких профессий» — блогеры ходят на заводы Петербурга и Ленобласти, а потом пишут о профессиях и технологиях в отчетах на ЖЖ. Вот тут есть много всего интересного по теме: https://bit.ly/2LaTlzR.

Совместные поездки в вузы, в центры занятости, или даже на первые собеседования в 15-16 лет и прочее – это все очень индивидуально. Если ребенок просит его поддержать на первых порах, конечно, нужно пойти ему навстречу. Это поддержка, прежде всего, психологическая, столь важная для ребенка в этом возрасте. Но, повторюсь, решать и уже тем более заставлять никого специально не стоит. Бывали ситуации, когда при первом трудоустройстве подростка вместо ребенка говорила его мама. Такого быть не должно. Инициатива должна идти от ребенка, если ее нет, нужно разговаривать и выяснять, что не так, чего хочется, искать решения трудных и спорных ситуаций вместе.

4) Многие подростки выбирают себе профессию исходя из собственных иллюзий, но не знают, будет ли эта профессия востребована, приносит ли она доход, даст ли возможность жить благополучно. Как себя стоит вести родителям?

Даже если вы понимаете всю бесперспективность профессии, выбранной ребенком, не нужно рубить с плеча и заявлять, что он не прав. Поговорите доверительно, найдите и приведите реальные цифры и факты, доказывающие, что выбранное профессиональное направление нужно корректировать. Затем постарайтесь найти варианты развития событий: либо смотрим профессию в смежной сфере (пример: журналист – PR-специалист – маркетолог), либо уходим в совсем другую профобласть, которая а. интересна б. перспективна в. в которой легче раскрыть потенциал. Разговариваем без давления, рационально обсуждаем и, что важно – слышим ребенка и его доводы. Конечно, к такому разговору лучше подготовиться заранее, вооружившись и аналитикой, и исследованиями, и аргументацией.

5) По каким критериям выбирать вуз? Играет ли роль учебное заведение для работодателя?

Большинство работодателей не указывают в требованиях вакансий наличие диплома конкретного вуза у соискателей. Они ориентируются на другие особенности, связанные с образованием, например, на уровень (высшее, среднее, средне специальное), реже – на факультет или специальность. Если и есть упоминания, то касаются они СПбГУ, СПбГПУ, СПбГЭТУ, БГТУ «Военмех», ИТМО, СПбГЭУ, СПбГАСУ. Но это скорее исключение из правил.

Нельзя отрицать, что сегодня высоко котируются дипломы вузов проекта 5-100. У выпускников этих учебных заведений зачастую есть преимущества при трудоустройстве в сравнении с другими молодыми специалистами.

Тот факт, что работодатели сегодня привыкли ориентироваться не на дипломы выпускников вузов, а на личные и профессиональные качества молодых соискателей без опыта работы, подтверждают данные опроса HeadHunter. По результатам исследования, выпускникам для начала успешной карьеры необходима, в первую очередь, практика: об этом говорят 32% работодателей. Помимо опыта представители компаний хотели бы также видеть в выпускниках более обширные теоретические знания (9%), субординацию (8%), желание работать (7%) и ответственность (6%).

6) Как вы думаете, что делать, если в этом году пойти в вуз мечты не получается? Например, один из экзаменов не удался, а без него вуз не принимает. Найти альтернативу и падать документы на другую специальность? Или лучше переждать год, пересдать экзамен и попробовать поступить еще раз? Страшно ли пропускать год?

Сложно ответить на этот вопрос однозначно, поскольку каждый конкретный случай индивидуален. Я бы порекомендовала сделать SWOT-анализ.

И вообще, в любой непонятной ситуации нужно делать SWOT-анализ!)

Примечание:

ЧТО ТАКОЕ SWOT АНАЛИЗ ?

SWOT анализ – это метод первичной оценки текущий ситуации основанный на рассмотрении её с четырёх сторон:

  • Strengths – сильные стороны;
  • Weaknesses — слабые стороны;
  • Opportunities – возможности;
  • Threats – угрозы;

7) Как вы считаете, правильно ли тратить время обучения в вузе на неоплачиваемые стажировки по специальности, а не на реальную работу?

Здесь важно понимать, что на одной чаше весов, а что на другой? Что теряете, а что приобретаете? Ситуация: вы прошли бесплатную трехмесячную стажировку в глобальной компании, получили новые знания, рекомендации, но потратили время, силы, деньги (на проезд и т.п.). Вопрос: вы приобрели или потеряли? Ответ очевиден. И наоборот: год подработки в компании, в которой вы выполняли знакомые рутинные операции. Стабильность или отсутствие роста? Каждый выбирает сам. Понятно, что если вопрос в деньгах, то отталкиваемся от той ситуации, в которой находимся. Но если речь идет о получении новых знаний, навыков, компетенций, не всегда стоит во главу угла ставить финансы. Если коротко – все зависит от ваших целей, любой опыт хорош, главное – не останавливаться на достигнутом.

8) Возможно ли найти оплачиваемую работу по специальности уже на первом курсе?

Нет ничего невозможного для тех, кто ищет!  Не нужно ждать, что случится чудо, и работодатель постучит в двери университета. Пишите, звоните, идите в компании-мечты и сами открывайте закрытые двери. Можно начать с вакансии помощника или стажера (пусть даже первое время неоплачиваемой стажировки, см. предыдущий вопрос), а после прохождения испытательного срока – претендовать уже и на заработную плату (но об этом лучше договориться заранее, заключить договор и т.п. – вариантов много).

9) Переход из «школьника» в «студента» очень не прост психологически. Как справиться со стрессом и перестроить себя? Что делает человека взрослым и осознанным?

Ой, можно и в 30 лет быть неосознанным и инфантильным, а в 14 – взрослым и рассудительным. Все зависит от личных качеств человека, а не от его возраста или переходных периодов в жизни. Учитывая, что поступлению в вуз или ссуз предшествует довольно стрессовый период экзаменов, его можно считать тем самым переходом к студенчеству. Знакомство с новыми людьми, предметами, особенностями учебного процесса – все это располагает к тому, чтобы плавно перейти в новую жизненную фазу. И здесь, пожалуй, совет один – открывайтесь новому, общайтесь, интересуйтесь, включайтесь в жизнь вуза или ссуза с первого курса, тогда и период обучения может оказаться одним из самых счастливых в жизни, и возможностей для самореализации появится больше. Нужно себя мотивировать, как это делать – отлично ответил Артемий Лебедев, но цитировать не буду, иначе Айдар больше никогда не возьмет мои рассуждения в блог!

На вопросы отвечала Ирина Жильникова — руководитель пресс-службы HEADHUNTER (HH.RU) по Северо-Западному региону.