Что мотивирует ребёнка
«Когда родитель знает, что мотивирует ребёнка, он понимает, что ему говорить»

«Когда родитель знает, что мотивирует ребёнка, он понимает, что ему говорить»

 

Коуч и психолог, мотивационный консультант Галина Булаховская рассказывает о том, что такое 16 базовых мотивов личности, как они влияют на выбор будущего и почему мотивы ребёнка могут отличаться от мотивов родителей.

Кто такой коуч?

Половину своей жизни я занималась рекламой и пиаром. Однажды так сложились обстоятельства, что вместо того, чтобы продолжать строить свою карьеру, я пошла учиться психологии. Психотерапия — не моя история, а вот коучинг на стыке бизнеса и психологии показался интересным.

Коуч — неведомая профессия, про которую уже есть много мифов. Коучинг — это всегда про развитие. Если у человека есть запрос, цель и нужно до неё добраться, иногда он не может сделать это самостоятельно. Не потому что что-то с ним не так, просто эффективнее удаётся это сделать, когда есть зеркало, помощник.

В Англии «coach» — это комфортабельные автобусы, которые совершают поездки на дальние расстояния. Коуч поможет добраться из точки А до точки Б. Коуч знает путь и о чём нужно подумать, чтобы добраться. Он помогает своему клиенту пройти по этой дороге.

Иногда в процессе коучинга мы наталкиваемся на психологические проблемы, которые мешают человеку двигаться. Коуч с психологическим образованием имеет возможность эти моменты решать, но это не основная его задача.

Самоопределение: кто я?Какая среда меня окружает и как я с ней выстраиваю отношения?

По поводу самоопределения есть очень много теорий. Они говорят про личностное, профессиональное, социальное самоопределение. Мне кажется, всё можно свести к одному: человек определяет, кто он такой, понимает что-то про себя и налаживает отношения с внешней средой.

Самоопределение нужно всем. В слове уже всё сказано. Первая часть это «само». Человек в этой жизни определяет сам про себя, кто он есть. Человеку приходится всё делать самому. Если мы говорим о профориентации: тебе не расскажут, кем быть, а помогут понять что-то такое про себя, про внешний мир, чтобы ты мог определиться сам.

У детей точно такие же задачи, как у нас. И они должны сами определиться. Не нам решать, кем и какими им быть, мы можем только им помогать в этом процессе

Хорошо помочь, эффективно помочь может только человек, который определился сам. Если у родителя с самим собой всё в порядке и всё понятно, ему легче найти ресурсы, чтобы помочь другому.

16 универсальных базовых мотивов личности

Есть мотивационный тест американца Стивена Рисса. По его теории у нас есть 16 универсальных базовых мотивов, которые присутствуют в той или иной степени в каждом из нас. Они влияют на всё, что мы делаем в жизни, как и что мы думаем и чувствуем. Все 16 мотивов выражены по-разному, это естественно, иначе мы были бы все одинаковыми.

Например, каждому человеку нужна какая-то доля одобрения от других людей. Мы все хотим, чтобы нас принимали, признавали, хотим чувствовать себя безопасно. В системе Рисса всё это называется приятием, и это только название. Я всегда говорю, что гораздо важнее то, что мы подразумеваем, тем более что это американская история и термин переводной.

Потребность в одобрении может быть выражена с разной силой. Одному человеку нужно чуть-чуть, другому больше. Есть представить себе диван на одном конце которого 0%, а на другом 100%, то каждый из нас сидит где-то на этом диванчике. Кому-то нужно 90%: ты проснулся утром и надо, чтобы все улыбались, вышел на улицу — тебе собака улыбнулась и подмигнула, пришёл в магазин, продавец вежлив и доброжелателен, на работе сказали, какой у тебя отличный отчёт. Если учишься в школе, нужно, чтоб учительница поддерживала, ласково смотрела и говорила: «Молодец, Маша, у тебя отлично получается». Только тогда человек чувствует себя комфортно. А тот, который сидел с другого края, где 10%, ему всё равно, улыбалась ли собака, смотрел ли ласково продавец, что говорила учительница. Он сосредоточен на процессе. В результате теста мы получаем информацию по всем 16 мотивам. Значение будут иметь те, которые выражены или чуть-чуть, или сильно.

Во взрослой версии теста есть информация по всем 16 мотивам. В подростковой версии мы исключаем три пункта: секс, насыщение и по воле авторов отсутствует мотив сбережения (потребность накапливать). Они решили, что подростки несамостоятельные ребята и не обладают собственными средствами, поэтому проверять на этот мотив не корректно.

Понимание своих мотивов может очень помочь в жизни. Есть мотив —  потребность в физической, мускульной активности. И есть те, кто готовы к активному образу жизни. Мы поехали в отпуск, там мой муж хочет бегать, ходить пешком, ползать по горам, он чувствует себя при этом превосходно. Я хочу сидеть на диване, арендовать машину, ездить на ней и лежать на пляже. Мы понимаем, что степень важности здесь для нас одинаковая, мы просто хотим разные вещи. Мотивы помогают осознать, что муж тащит тебя в горы не потому, что он нехороший человек и хочет сделать тебе неприятно, а потому что ему это очень нравится. Тогда и ты уже где-то идёшь навстречу.

С какого возраста можно говорить с ребёнком о внутренней мотивации

Не знаю, есть ли у меня правильный ответ. Мотивация, то чем я занимаюсь, это инструмент, с помощью которого можно очень быстро самоопределиться, понять многое о себе и людях вокруг. По крайне мере, направить себя. Этот инструмент работает с подросткового возраста, который мы условно определяем с 12 лет.

В 12 лет человек уже дорос до такого состояния, когда сформировались некоторые представления и есть достаточный кругозор, который позволяет ответить на вопросы теста и понять, что тебя мотивирует в этой жизни.

Важно всегда помнить, что любой психологический тест — это не анализ крови, это всего лишь фундамент для разговора с конкретным человеком.

Я считаю, что это крайне полезно для подростков. Мне очень нравится фраза Татьяны Черниговской о том, что самое лучшее, что ты можешь сделать для себя, это как можно скорее узнать, кто ты есть. Я немножко интерпретировала, но суть такая. Это универсальный простой, быстрый способ. Если мы говорим про подростков, то одна из главных психологических задач, которую они решают: понять, кто я в этом мире, что мне важно. Подростки, конечно, не мыслят в терминах, но думают они именно об этом.

Меня пугает история, когда родители приводят ребёнка и говорят: «почините его». Детям могут быть полезны тренинги, если они проходят их добровольно. Мы с проектом «АРТ Личность» делали профориентационный тренинг для подростков, там мы занимались ещё и мотивацией. Задача тренинга была помочь ребятам понять, какие они, какие бывают люди, какие бывают мотивы, плюс мы отрабатывали некоторые навыки: учились превращать желания в цели, составлять планы. Подростки выходили с планом, как они будут выбирать институт, как готовиться, чтобы поступать.

Это большое дело (говорю как мама уже 20-летней дочери), когда до твоего ребёнка начинает доходить, что вообще-то ты самоопределяешься и это нужно в первую очередь тебе самому. Сколько бы тебе репетиторов не наняли, все равно поступать будешь ты сам и жить с этой профессией потом тоже тебе самому. Поэтому на тренинге наибольший интерес у ребят вызывал именно мотивационный блок заданий. И это не удивительно.

Один из основных мотивов — «приятие»

Вернёмся к потребности одобрения от других людей. Если мне нужно, чтоб меня одобряли, то любая ситуация в которой меня оценивают и я могу подвергнуться критике, для меня может быть травматична. Поэтому я могу взяться за что-то попроще, за то, что мне неинтересно, но чтобы не облажаться, не подвергнуться публичному унижению.

В школе это может быть ребёнок, которому сложно отвечать перед классом, у которого на экзамене сводит живот. Он больше сосредоточен на своих переживаниях, которые не понимает, чем на задаче, которую сейчас решает.

Такие дети из-за волнения часто на экзаменах показывают результаты меньшие, чем их реальные знания. Но когда человек понимает: «я в таких ситуациях буду волноваться, испытывать стресс», то часть волнения уходит, потому что он знает, что с ним происходит.

Нужно убрать из ситуации эмоцию и оставить только ситуацию. Ребёнку важно понять: если я научусь убирать лишние эмоции, то мои оценки могут стать лучше.

На всех тренингах, что мы провели с «АРТ Личностью», всегда находился ребёнок с высокой потребностью в приятии. С такими ребятами всё в порядке, просто им нужно это о себе знать. Это ни плохо, ни хорошо. Это не значит, что те, у кого потребность высокая, обладают низкой самооценкой, что они робкие и в жизни не достигнут никаких успехов. Есть лишь ситуации, в которых такой человек будет чувствовать себя легко, а в каких-то, наоборот, испытывать затруднения.

Приведу пример, не связанный с детьми, но понятный. Агрессивные продажи, когда 97 раз тебе отказали, но три раза случилась сделка. Те, у кого высокая потребность в приятии, на такой работе долго не продержатся. И более того, если их не вынудят обстоятельства, сами добровольно туда не пойдут. Все 97 отказов они будут принимать на свой личный счёт, будут переживать. Так можно заработать психосоматические заболевания. Человек, у которого потребность в приятии низкая, будет решать задачу так: три раза получилось — отлично, если четыре — я сегодня на коне.

Почему важно знать свои мотивы

Мотивы не меняются в течение жизни. Что было значимым, значимым и остаётся. Есть исследовательский центр в Америке, они отмечают тенденцию сохранения мотивов даже через 20 лет.

Мотивы это самая серединка, что внутри. Но каждый родился в какой-то семье, жил и живёт в социальной среде, культуре, приобретает навыки, убеждения. Исходя из этого, мы и действуем, живём. Если я знаю, что у меня потребность в приятии высокая, сложно публично выступать или ещё что-то, то я понимаю, каким навыкам стоит научиться.

Кстати, есть только внутренняя мотивация, внешней нет. Вам кажется, что поступок вынужденный, но это вы решаете так поступить. Если мне человек рассказывает, что работа тяжелая, начальник дурак, я спрашиваю: почему ты не уйдёшь? «Как мне уйти, у меня дома семеро по лавкам, я должен зарабатывать». Семеро по лавкам и являются внутренним мотивом, ради которого человек готов поступаться чем-то.

Каждый может понять, что его мотивирует. Есть же какие-то вещи, на которые вас не надо мотивировать, вы и так впереди паровоза. И вещи, которые не идут, они могут просто идти в разрез со значимыми мотивами вашей личности.

Например, люди с высокой потребностью в физической активности не ищут мотивацию к спорту. Если вы зайдете в поисковик, то увидите, что там очень много запросов типа: «как себя мотивировать к спорту?». Такие запросы оставляют люди, которым нужен спорт, потому что с возрастом что-то начало отваливаться, для здоровья, для поддержания формы или для удовлетворения потребности в социальных контактах. Друзья идут в спортзал, они вынуждены плестись за ними. У тех, кто ищет мотивацию к спорту, потребность в физической активности низкая.

Мы стремимся подсознательно выстроить так свою жизнь, чтоб значимые мотивы удовлетворялись.

Но это не значит, что если моя потребность в спорте низкая, то это разрешение мне сидеть на диване. Возможность посидеть и расслабиться будет очень мотивировать меня, но если я человек здравомыслящий, то понимаю, что это принесёт вред моему здоровью. И буду опираться на другие значимые для меня мотивы, чтобы помочь себе в занятиях спортом. Например, пойду в крутой зал, если у меня высокая потребность в статусе.

Есть хорошая новость: внутри — мотивы, на них можно опереться. А то, что снаружи, можно менять. Поэтому мы можем приобрести навыки и поменять убеждения. Когда мы понимаем, что важно, мы можем выбирать направление или мотивировать себя на дела, которые не хочется сейчас делать.

Есть такой мотив «любознательность». Люди, у которых этот мотив выражен, чаще всего научного склада ума, им надо докопаться до истины, важна теория, но неважно, насколько она практически применима, важна сама идея. Людям с низко выраженным уровнем любознательности важна практическая сторона: я могу это применить — мне интересно, если нет — я начинаю спать.

Недавно на консультации была девочка, студентка университета, которая выбрала профессию очень практическую. Ей очень нравится профессия, но уже на втором курсе она поняла, что совсем не может учиться. У неё оказалась низкая любознательность. Тогда она поняла: да, будет тяжело на лекциях, значит, нужно больше вписываться в практические исследования, чтобы поддержать интерес. Трудность есть, но ты понимаешь мотивацию и в итоге справляешься.

Существует ли зависимость между самооценкой и мотивацией

Часто бывает такое: ребёнок учится в школе, она далека от идеала и поддерживающей обстановки, ребёнку тяжело. Что может сделать мама? Можно переводить ребёнка по школам, что тоже не очень хорошо. Мама и папа могут сами дать немножко больше поддержки или найти каких-то внешних людей, тренеров, которые будут давать необходимые для ребёнка поддержку и приятие. Не получая в школе, получит в другом месте. И в результате в школе будет чувствовать себя комфортнее. Я называю это «покормить свою потребность»: неважно где, главное, чтобы «наелась».

То есть мы можем подкармливать значимые потребности и помочь ребёнку приобрести навыки, которые помогут ему повысить свою самооценку, приобрести уверенность в себе. Например, навык публичных выступлений — очень полезен таким детям.

Для детей с высокой потребностью в приятии, у кого могут быть вопросы с самооценкой, очень важна поддерживающая атмосфера. Я была свидетелем одного случая. Маленькая девочка несла поднос с напитками и хотела поставить его на стол. Шла, споткнулась и, разумеется, со всеми этими стаканами упала. И реакция родителей была: «спасибо, что попробовала». Это называется поддерживающая атмосфера. Думаю, не ошибусь, если скажу, что это редкость в нашей культуре. Я тоже ребёнок, выросший в советской стране. Наверно, всем скорее знакома фраза: «я же тебе говорил».

Если поддержка есть, то самооценка будет выше, будет больше поводов подсознательно собой гордиться.

Например, мотив власти — достижений. Есть эта власть имела нормальные возможности реализоваться, а ребёнок добивался каких-то успехов, то его самооценка будет хорошей. Если он рос в атмосфере, где его всё время подавляли, то с самооценкой могут быть проблемы. Атмосфера — это прежде всего семья. То есть самооценка формируется из опыта.

У детей от природы могут быть совсем иные мотивы, чем у родителей

Мы все достаточно хорошие матери, но все хотят быть лучшими. Какая бы вы ни были хорошая мать, вы всё равно нанесёте ребёнку психологическую травму, это нормально, природой так устроено.

Мы часто могли быть не согласны с родителями, но знаем, что они нас очень любили. Все родители желают своим детям добра и только хорошего. Проблема в том, что у каждого внутри своя картина жизни: навыки, убеждения и, главное, мотивы. И мы желаем хорошего из своего представления. У детей может быть всё радикально по-другому. Мотивы могут быть в чём-то похожими, в чём-то — нет.

Иногда это бывает очень сложно принять, что твой ребёнок местами совсем не такой, как ты. Нужно правильно мотивировать себя и своего подростка. Почему чаще всего родители начинают беспокоиться? У многих подростков пропадает интерес к учёбе. Но у подростков в списке задач нет «зарабатывать пятерки». Там есть: сепарироваться от родителей, понять, что они взрослые, кто они такие, кто они с гендерной точки зрения, круче они других или нет.

У меня был случай. У дочки моей знакомой учёба никак не шла. Мы сделали тест Рисса для обеих. Мама, успешная женщина, очень переживала. У мамы всё хорошо с мотивом власти, с амбициями. Она знала, как дочери двигаться дальше, как могла это доносила. Но когда она увидела, что один из значимых мотивов её дочки — статус, то она просто начала говорить ей буквально следующее: «Когда будешь знакомиться с парнями, лучше говорить им, что ты дизайнер, а не официантка». А дочка как раз подрабатывала тогда в кафе и ей это совсем не нравилось. Она стала слышать маму. И в итоге успешно закончила институт.

Когда родитель знает, что мотивирует ребёнка, он понимает, что ему говорить, чтобы быть услышанным. Например, бессмысленно рассказывать ему, что ты будешь директором, руководителем, круче всех, если у него нет высокой потребности в статусе или соревновательности.

Как мотивировать подростка приступить к самоопределению

Нужно учиться договариваться. Нельзя человека заставить. Я всегда говорю, что это добровольное дело. Это работа родителей, заинтересовать ребёнка. Когда я провожу тест даже для детей 12 лет, тест ребёнок заполняет сам, задания приходят на адрес его электронной почты. Мы переписываемся с ребёнком, я присылаю результаты ему. Потом мы уже обсуждаем с ним, какая будет консультация: совместная с родителями или мы обсудим совместно лишь часть. Здесь речь идёт о доверии. Нужно показывать возможности, договариваться.

На моей практике дети всегда с интересом относились к тестам, не было тех, которые говорили: «маме не рассказывайте», но им всегда предоставлялась возможность решить это самостоятельно.